Баєва В.В. Методичні підходи до оцінки конкурентоспроможності підприємства харчової промисловості

Баєва В.В.,

канд. екон. наук, асистент

Одеська національна академія харчових технологій

 

МЕТОДИЧНІ ПІДХОДИ ДО ОЦІНКИ КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТІ ПІДПРИЄМСТВА ХАРЧОВОЇ ПРОМИСЛОВОСТІ

 

Розглянуто основні методичні підходи до оцінки конкурентоспроможності підприємства харчової промисловості. Встановлено, що усі наявні методичні підходи доцільно об’єднати у дві групи – кількісну та якісну. Оцінка кількісних методичних підходів до оцінки конкурентоспроможності підприємства харчової промисловості є досить великою та різноманітною, залежно від авторського підходу (на основі частки підприємства та його концентрації на ринку, кластерний підхід, за різним групуванням показників тощо). Якісні методи не пов’язані з кількісними розрахунками, а засновані на експертних оцінках (наприклад, SWOT-аналіз).

Ключові слова: конкурентоспроможність товару, конкурентоспроможність підприємства, методичні підходи до оцінки конкурентоспроможності підприємства, підприємства харчової промисловості, оцінка конкурентоспроможності підприємства харчової промисловості.

 

Бібліографічний список: 1. Аничкина О.А. Методические и методологические аспекты анализа конкурентоспособности предприятий и продукции АПК / О.А. Аничкина // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). – СПб. : Реноме, 2012. – С. 37-41. 2. Базилевич В.Д. Экономическая теория. Политэкономия : учебник / Под ред. В.Д. Базилевича. – М.: Рыбари; К., 2009. – 870 с. 3. Ибраева А.Е. Методические подходы к оценке конкурентоспособности и конкурентных преимуществ / А.Е. Ибраева [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.rusnauka.com/12_KPSN_2013/Economics/14_135071.doc.htm. 4. Конкурентоспроможність підприємств в умовах ринкової економіки: у 3-х томах: Том 3: Галузеві особливості конкурентоспроможності в умовах глобалізації: [монографія] / [Т.Л. Мостенська, В.Я. Омельченко, О.О. Красноруцький, Ю.В. Ушкаренко, Н.С. Скопенко та ін.]; за заг. ред. О.В. Захарченка, М.А. Зайця, В.С. Ніценка. – Одеса : ВМВ, 2015. – 572 с. 5. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов. – М.: Издательство "Альфа-Пресс", 2004. – 160 с. 6. Ниценко В.С. Методические аспекты оценки концентрации в АПК / В.С. Ниценко // Journal of Applied Management and Investments. – 2014. – Volume 3, Number 1. – С. 57-66. 7. Отт А.В. Повышение конкурентоспособности как программная задача технического перевооружения машиностроительного предприятия / А.В. Отт // Двигатель. – 2011. – № 46 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://engine.aviaport.ru/issues/75/page46.html. 8. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. / М. Портер. – М. : Вильямс, 2005. – 608 с. 9. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю.Б. Рубин. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – М. : ООО "Маркет ДС Корпорейшн", 2004. – 782 с. 10. Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? / Х.А. Фасхиев [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://referent.mubint.ru/8/2287. 11. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса : экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Маркетинг, 2007. – 888 с. 12. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. – М. : Эксмо, 2004. – 544 с. 13. Целикова Л. Конкурентоспособность рынка кожаной обуви в Республике Беларусь / Л. Целикова // Маркетинг : методы, формы, исследования. – 2000. – №3. – С. 47-55. 14. Чиркова А.Н. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий машиностроительной отрасли / А.Н. Чиркова // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 260-263. 15. Шальминова А.С. Инновационное бизнес- планирование развития предприятия приоритетной отрасли : автореф. диссертации к-та экон. наук / А.С. Шальминова. – Казань : Изд-во КФЭИ, 2000. – 21 с.

 

В.В. Баева. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности. Рассмотрены основные методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности. Установлено, что все имеющиеся методические подходы целесообразно объединить в две группы – количественные и качественные. Оценка количественных методических подходов к оценке конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности является достаточно большой и разнообразной, в зависимости от авторского подхода (на основе доли предприятия и его концентрации на рынке, кластерный подход, по разным группировкам показателей и т.д.). Качественные методы не связаны с количественными расчетами, а основанные на экспертных оценках (например, SWOT-анализ).

Ключевые слова: конкурентоспособность товара, конкурентоспособность предприятия, методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия, предприятия пищевой промышленности, оценка конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности.

 

Baieva V. Methodological approaches to assessing the competitiveness of the food industry. It is considered the basic methodological approaches to the assessment of the competitiveness of the food industry. It was found that all the methodological approaches it is advisable to merge into two groups – quantitative and qualitative. Evaluation of quantitative methodologies for assessing the competitiveness of the food industry is large enough and diverse, depending on the author's approach. Quantitative methodological approaches in their research is used as a domestic (V.D. Bazilevich, N.A. Zayets, O.V. Zakharchenko, V.S. Nitsenko, A.N. Chirkov) and foreign (O.A. Anichkina, A.E. Ibrayeva, M.G. Mironov, A.V. Ott, M.E. Porter, J.B. Rubin, H.A. Fashiev, R.A. Fatkhutdinov, L. Tselikova, A.S. Shalminova) scientists. Among quantitative approaches can be identified methods to the evaluation of the competitiveness of enterprises offering M.E. Porter – cluster method of assessing the level of competitiveness of the enterprise, V.S. Nitsenko – method of estimating the competitiveness of enterprises on the basis of concentration of companies; N.A. Zayets, O.V. Zakharchenko, V.S. Nitsenko, M.G. Mironov, R.A. Fatkhutdinov, L. Tselikova, A.S. Shalminova – integrated approaches to assessing the level of competitiveness of the company through the use of group performance. The proposed methodology for the most part, are complex and require a large amount of background information and time-consuming. In order to further the use of these techniques appropriate to consider the creation on their basis of a unified approach to the assessment of the competitiveness of the food industry. Qualitative methods are not associated with quantitative calculations, and based on expert assessments (eg, SWOT-analysis).

Key words: competitiveness of the goods, the company's competitiveness, methodical approaches to the assessment of the competitiveness of enterprises, the food industry, the assessment of competitiveness of the food industry.

 


Завантажити в pdf




Оновлено: 9-11-2017, 22:01